ВЬЕТНАМ

Вьетнам в декабре

Вьетнам в декабре
Погода во Вьетнаме в декабре
Декабрь во Вьетнаме является одним из самых прохладных месяцов и относится к сухому сезону (кроме центральной части страны). Однако в южной половине страны купальный сезон круглогодичен. Поэтому декабрь открывает сезон массового отдыха российских туристов в южном Вьетнаме, продолжающийся по март. Особенно много туристов летит в Южный Вьетнам в конце декабря чтобы встретить Новый год на берегу моря. В это время происходит наибольшая нагрузка на аэропорты Хошимина, Нячанга и Фукуока и выставляются самые высокие цены в отелях.
Погода в декабре на севере Вьетнама
В северном Вьетнаме в декабре тмпература воздуха продолжает понижаться, хотя он немного теплее, чем последующий январь. Дождей почти нет, потому что продолжается сухой сезон. Температура воздуха обычно находится в пределах 15-20 C (хотя в горах уже значительно прохладнее).
В Ханое общее количество осадков составляет 4-12 мм, число дождливых дней (более 5 мм в сутки) — не более одного, температура воздуха — 18-19 градусов.
Погода в Халонге
У побережья северного Вьетнама, в том числе, в заливе Халонг и у острова Катба температура воды опускается до 18-20 C. Температура воздуха примерно такая же как в Ханое. Хотя стоит сухой сезон и суммарное количество осадков крайне мало. Иногда может моросить.
Корабли Тихоокеанского флота находились на боевой службе в узловых районах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Еще в   июне 1978г. после пограничных инцидентов на границе Вьетнама с Китаем, крупное советское соединение состоящее из   двух крейсеров и двух эсминцев провело учение   в проливе Баши между о.Tайвань и Филиппинами. В январе-феврале 1979г. советский   крейсер и эсминец   находились в Южно-Китайском море, чтобы продемонстрировать советскую поддержку Вьетнаму, после информации, что Китай собирается   «наказать» вьетнамцев. После начала войны к   ним   присоединялись и другие корабли, сформировавшие крупное соединение, в двадцатых числах февраля в эскадре было уже 13 советских военных кораблей в Южно-Китайском море, и они ожидали подхода новой группы кораблей во главе с   крейсером «Адмирал Сенявин». В марте в эскадре уже насчитывалось 30 судов. Вспоминает Глухов Владимир Ефимович - капитан 2 ранга, гидрограф ВМФ: «Я был уже начальником штаба дивизиона и меня назначили старшим за переход наших судов во Вьетнам. К походу мы подготовились за сутки, а через пять уже вошли в порт Дананг. Задача у нас была такая - срочно обеспечить заход советских боевых кораблей во вьетнамские порты. Определяли глубины, пути подхода, течения и так далее. Обследовали даже существующие причалы. А потом пошли на остров Камрань, где создавалась советская военно-морская база. Ударно работали месяц, ожидая подхода отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота. Ветра были сильные, жара невыносимая. Море было горячим. Ребята-подводники, говорили потом, что чувствовали сбя, как в кипящей кастрюле. Я считаю, что благодаря оперативным действиям нашего Военно-морского флота, война между Китаем и Вьетнамом стала небольшим военным эпизодом ». Наши корабли были готовы не только демонстрационными действиями поддержать Вьетнам. Как утверждает Глухов В.Е. «Если б Китай начал развитие боевых действий, наши корабли вошли бы в Тонкинский залив. А там. там уже могли пойти в ход ракеты. И слава Богу, что подобного не произошло ».
Соединение советских кораблей пребывало в Южно-Китайском море   до апреля 1979г. Результатом их действий было и то, что Южный военно-морской флот КНР не принимал участия в нападении, а ведь он насчитывал 300 кораблей, хотя большинство из них и составляли небольшие корабли береговой обороны.   Кроме того, они обеспечивали безопасный переход и доставку грузов во Вьетнам, так во время боевых действий в Хайфонском порту который находился в 100-250 км от линии фронта, находились под разгрузкой 5-6 советских теплоходов доставивших военное оборудование, в том числе ракеты и радары. Кроме них тут были и суда других социалистических стран – Польши, ГДР и Болгарии. В марте среди прочих в Хайфоне разгружались «Георгий Чичерин», «Валерий Межлаук», «Бела Кун». Кстати, разгрузку судов осуществляли тоже советские граждане. В   портах   Хайфон   и   Сайгон   более   3 месяцев   в 1979г.   работала   большая   группа   докеров из   Владивостока, Находки, Корсакова   и   Ванина под   руководством   начальника   Находкинского   порта   Г.И.Пикуса   доставленная   на   теплоходе   «Ольга Андровская». Они   отработали   26 судов   и   перегрузили   более   100 тысяч   тонн   грузов.
Помимо китайцев проблему представляли и подошедшие в район американские военные корабли. Авианосно ударное соединение во главе с авианосцем « Constellation » ( CV -64), находилось на боевой службе у берегов Юго-Восточной Азии с 6 декабря 1978г. в соединении были помимо прочего крейсер « L eany» ( CG 16), эсминец « Morton » ( DD 948), транспорт « Takelma » ( ATF 113). 25 февраля авианосно ударное соединение во главе с авианосцем « Constellation » ( CV -64) расположилось недалеко от побережья Вьетнама в Южно-Китайском море, с целью как заявили американцы – контролировать ситуацию. Для того, чтоб держать их подальше от района широкомасштабных боевых действий, американким кораблям перекрыли пути подхода наши дизельные подводные лодки. Часть из них оставалась на глубине, а некоторые в наглую держались в надводном положении. Нервы наших моряков оказались крепче - американцы созданную морскую заградительную линию перейти не решились. 6 марта АУГ во главе с авианосцем « Constellation » ушло в район Аденского залива, где бушевал конфликт между Северным и Южным Йеменом.
Так что круг задач решаемых нашими кораблями был значителен. В составе соединения были: КРУ «Адмирал Сенявин» (с февраля по май), РКР «Адмирал Фокин» ( капитан 2 ранга А.Самофал ), БПК «Василий Чапаев», «Способный», «Строгий», ЭМ «Возбужденный» (капитан 2 ранга Н.Иванов). СКР «Разящий» и другие. За мужество и героизм, проявленные при выполнении поставленной задачи, 36 моряков эскадры ТОФ были награждены правительственными наградами.
ПМТО Камрань.
Китайская агрессия ускорила подписание Соглашения   между   Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о заходе и стоянках советских военных кораблей и   о посадках   советских   военных самолетов Военно-Морского Флота в военном порту и на аэродроме Камрань.
Выигравший войну и объединенный Вьетнам занимал стратегическое положение для действий советского флота в этой части океана, и наше флотское командование не собиралось игнорировать эту возможность. В мае 1978г. в бухту Камрань заходил РКР «Адмирал Фокин».
В декабре 1978г. представительная делегация офицеров центральных управлений ВМФ и Тихоокеанского флота под руководством адмирала В.Козлова прибыла в Социалистическую Республику Вьетнам. Главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Горшков при инструктаже дал указание   ознакомиться с тем, что осталось в Камрани после ухода оттуда американцев. Нужно было выяснить отношение вьетнамского командования к возможности использования этого места для базирования кораблей боевой службы ТОФ (не исключая, конечно, совместного его использования). Вьетнам начинал получать новые корабли и катера советского производства, в наших учебных центрах и училищах прошли обучение почти 2 тыс. моряков из ДРВ. Причем приехавшим самим удалось увидеть, как идет сотрудничество. Советская делегация облетела и объехала пункты базирования вьетнамского ВМФ: Хайфон, Халонг, Нячанг, Вунгтау, Дананг. В последнем, встретили группу советских военных моряков, помогавших вьетнамцам осваивать недавно переданные им сторожевики пр. 159 «СКР-82» и «СКР-96». Руководил их обучением капитан 1 ранга А.Коломнин. Наши моряки тогда успешно выполнили непростую задачу и впоследствии все были награждены вьетнамскими медалями.
Ознакомиться   с бывшей американской базой Камрань нашей делегации разрешил   командующий вьетнамским ВМФ контр-адмирал Кыонг. База занимала большую территорию, чтобы объехать ее территорию, потребовалось около трех часов. Судоремонтная мастерская, снабженная гидроподъемниками по 100 тонн, привлекла особое внимание наших инженеров. Два бетонированных причала могли принимать корабли любого класса. Правда, один из них был серьезно поврежден взрывом в центральной части. Все объекты на побережье соединялись системой водоснабжения и энергоснабжения, также основательно поврежденной отступавшими американцами. Внимание авиаторов привлек аэродром с двумя взлетными полосами протяженностью более 3 тыс. метров. Одна полоса нуждалась в достройке - полностью разрушенным оказался командный пункт управления. Изучение этого объекта заняло несколько дней, наших всегда сопровождали вьетнамцы, удивлявшиеся работоспособности и знаниям наших специалистов. Морскую рекогносцировку пришлось проводить на джонке с подвесным мотором.
Завершив ознакомительную работу, 25 декабря вся группа самолетом возвратилась в Ханой. Из советского посольства В.Козлов связался с Москвой по закрытому телефону и переговорил с начальником ГШ ВМФ Г. Егоровым, а затем доложил об увиденном и самому главкому. Вывод мог быть один: после восстановительного ремонта в Камрани можно иметь хороший пункт материально-технического обеспечения наших кораблей. По рекомендациям Адмирала Флота Советского Союза С. Горшкова подготовили проект протокола и ряд справочных материалов для обсуждения с вьетнамским руководством. Согласование текста протокола с командующим ВМФ контр-адмиралом Кыонгом было сложным. Затем В.Козлов и Кыонг направились на доклад к первому заместителю министра обороны генерал-полковнику Чан Ванча. В часовой беседе оговорили принципиальные положения, остановились на возможности совместного использования пункта базирования советскими и вьетнамскими морскими силами. Решили вопрос и по использованию аэродрома, который нуждался в создании оборудованного КП авиации. 30 декабря вместе с командующим ВМФ подписали протокол, и в тот же день наша делегация отправилась самолетом в Москву.
Окончательные переговоры по созданию ПМТО и его совместному использованию, как и подписание двустороннего соглашения, были проведены в Ханое первым заместителем главкома ВМФ адмиралом флота Н. Смирновым   2 мая 1979г. Фактически был, заключен договор о бесплатной аренде на 25 лет, по нему разрешалось   одновременное   присутствие здесь 10 надводных   кораблей, 8 подводных   лодок   с   плавбазой и 6 вспомогательных военно-морских   судов.
6 марта 1979г. советское боевое судно поставили в   док в Дананге. В марте-апреле 1979г. отряд из 3 кораблей которым   командовал капитана 1 ранга Д. Чериватый в составе БПК «Василий Чапаев» (командир Э. Знахуренко), сторожевика «СКР-46» и тральщика выполнили заход в Камрань.   В мае 1979г. по иностранным данным советская субмарина впервые зашла в   залив Камрань (по некоторым данным это была АПЛ пр.659 «К-45»), а с сентября на аэродроме Дананг стали базироваться советские самолеты разведчики. 5-10 ноября 1979г. с первым официальным визитом   во вьетнамский порт Хайфон при возвращении с боевой службы в Индийском океане пришел отряд кораблей под командованием первого заместителя командующего ТОФ вице-адмирала Н.Я.Ясакова в составе РКР «Адмирал Фокин», БПК «Строгий» и ЭМ «Возбужденный».
В декабре 1979 года, Главнокомандующий Адмирал Флота Советского Союза С. Горшков посетил Камрань, посвятив знакомству с ее объектами целый день. Главкома сопровождал назначенный командиром ПМТО капитан 1 ранга Анохин. Горшков остался недоволен медленными темпами восстановительных работ, в результате чего, тут же последовали необходимые распоряжения. Его указания вскоре дали результат. В   апреле   1980 года   на   борту «ПМ-156» на   полуостров   Камрань прибыл первый   состав   ПМТО   в    количестве   50 человек.   Используя базу в Камрани Советский Союз использовал свой флот для продвижения своей политики в районе юго-восточной Азии. Этот район находился в непосредственной близости к нескольким экономическим, политическим и военным центрам Китая,   государствам блока   АСЕАН, Индийскому океану, Малаккскому индонезийским проливам. Советский флот расширил районы своего присутствия. Флотилия из четырех кораблей во главе с авианесущим крейсером «Минск» появилась в Сиамском заливе в октябре 1980, после боевой службы в Южно-Китайском море в сентябре. одиночный крейсер появился у Сингапурского побережья   в феврале 1983. Советское военно-морское присутствие в   западной части   Тихого океана неуклонно росло: 6900 ходовых часов в 1979, 10 400 в 1980 году и 11 800 в 1981. В течение пяти лет, СССР сформировал в заливе Камрань крупнейшее соединение кораблей, если в 1979г. там было приблизительно   8 судов, то к концу 1983г. их там уже стало 22 судна, включая 4 субмарины (атомных и дизельных), и   6 крупных надводных кораблей. С 1983г. здесь   стала   базироваться 15-я оперативная   эскадра Тихоокеанского   флота. К 1984г.   до 24 советских кораблей находились постоянно в Камрани. В апреле 1984г. советское соединение, в составе которого был авианосный крейсер «Минск» и БДК «Иван Рогов» осуществило в ходе учения   первую высадку советских десантников на вьетнамском побережье.   Вскоре   с   Вьетнамом   был   заключен   контракт   на   строительство   объектов   в   счет   безвозмездной   помощи   СРВ   со   стороны   СССР. За   период   с   1984   по   1992 год   было   построено   около   30 объектов, в   том   числе   станция   слежения   за   спутниками. На   аэродроме   базы   размещался отдельный смешанный авиационный полк, в состав которого входили 4 самолета Ту-95, 4 - Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций (порядка 20 единиц), эскадрилья МиГ-25 (порядка 15 единиц), 2 транспортных самолета типа Ан-24 и 3 вертолета Ми-8. Действуя с этого аэродрома, экипажи вели разведку в околоэкваториальных широтах и омывающих восточное побережье Азии морях. В 1979 и 1980 годах с двух аэродромов Вьетнама произведено 76 самолётовылетов, для сравнения за тот же период самолёты Ту-95РЦ выполнили с аэродромов Гавана, Конакри и Луанда около 450 самолётовылетов.
Характеристика ПМТО Камрань
Количество одновременно базирующихся кораблей – 10.
Количество причалов – 7.
Во Вьетнаме, от Ханоя до Сайгона, действует система перевозки туристов «открытый втобусный билет» (опен вьетнам в декабре тикет). Вам его оформят или на ресепшен, или в любом тур-офисе. Дадут книжечку с отрывными билетами по городам, в которых хотите побывать. Билеты с открытой датой. Доезжаете до города, живёте, сколько надо. Перед отъездом, за день, резервируете место, опять же на ресепшен это сделают. Мы выбрали маршрут Ханой - Хуэ – Хойан – Ньячанг – Фантьет (Муйне) – Сайгон. Нам он обошёлся 55долл/чел.
Но, советую поспрашивать цену в разных местах. Мы брали на ресепшн. А встретили в Ханое ребят из Владивостока, те взяли билет за 40 долл. в тур офисе. Правда я не знаю, какой у них был маршрут. Мы их потом встречали в Ньячанге. Переезды ночные, в спальных автобусах. В автобусе сиденья-кровати в 3 ряда и 2 этажа, обувь при входе снимаешь, раздают бесплатно бутылки с водой. Есть биотуалет, правда, в большем количестве автобусов, он не работает, тогда каждые 2 часа пути - остановка.
А вообще, советую обосноваться в одном городе, по нашему мнению – это Ньячанг, и оттуда можно съездить в любой конец Вьетнама, на любую экскурсию. Устаёшь от режима - носиться по городам, с вещами и остановкой на 3-5 дней. Собирать- разбирать вещи. Искать гостиницу. Чего стоят эти ночные переезды в автобусах. Такой стиль отдыха на любителя. Во всём Вьетнаме организация туризма просто на высоте.
Очень много тур-офисов, просто на каждом шагу. Про экскурсии достаточно на ресепшен спросить и они вам дадут все рекламки и организуют всё сами. Вас и заберут из отеля и привезут обратно. Экскурсии дешёвые 8-10 долл. На экскурсиях кормят хорошо, это входит в стоимость. Только в центральном Вьетнаме мы ещё дополнительно оплачивали вход в храмы, но там и цена экскурсий 5-8 долл.
Насчёт питания в стране - разнообразие меню просто поражает. Устриц, мидий и других морепродуктов сортов немеряно! Можно попробовать даже мясо крокодила. Кафушки итальянские, и русские и пр. В местных ресторанах очень вкусно и всё свежее. Начиная от Ньячанга и южнее, во многих кафе меню с русским переводом, но лучше читать ещё и английский вариант, т. бывает перевод искажён. И лучше брать вьетнамскую кухню, а то могут быть казусы. Как-то мы заказали итальянские равиоли во вьетнамском кафе, а нам принесли кусочки теста в томатном соусе, посыпанные фаршем.
А какой там вьетнамский кофе! Такого просто нигде в мире. Пахнет шоколадом. Вкусен и горячий, и со льдом. Способ заваривания интересный. Сверху, на стакан ставят специальное двойное ситечко, в него насыпают молотый кофе и наливают кипяток. Так и подают. Сидишь, ждёшь, когда накапает. Ситечки продаются повсеместно, а в больших супермаркетах даже идут, как подарок- приложение к кофе. Кстати, чаевые во Вьетнаме не приняты, но мы давали сами.
Вьетнамцы – язычники. На полнолуние празднуют и совершают обряды на достаток и благополучие. Палочки где только не жгут. На деревьях даже, напротив кафе, гостиниц пучки палочек можно увидеть. Кругом алтарики, как и во всех этих странах. Хотя у них социализм и пионеры бегают по улицам, а экономика уже совсем капиталистическая. Один раз наблюдали в Сайгоне, как таксист в 6 утра, после зарядки, навтыкал палочек на машину – духов призывал…
Храмов, именно старинных, очень много, особенно на Севере. Видимо на Юге американцы всё разбомбили. И отношение к чужакам в действующих храмах более лояльное, чем даже в Шри Ланке. Помнится, в храме Зуба Будды, в Канди, на Цейлоне, одна бабуся на меня шикнула, когда я стала лилии нюхать, мол нельзя, ведь это для Будды. А в пригороде Ханоя, мы как-то в одном нетуристическом храме, пристроились к процессу молитвы.
Увидели, что монахиня собирается молиться, прихожане подтягиваются - циновки стелют. Мы на их циновки присели – ноги крестиком, а потом дошло, когда фото выставили - это поминки и отпевание. Мы, конечно тихонько ретировались. Но, даже косо ни разу никто не взглянул. Отпевали парня, почему-то только женщины
И ещё очень поющие и музыкальные. Это очень в глаза бросается. Музыку услышат и подпевают вслух, а дети начинают и пританцовывать. Водители в автобусе поют. Забавно. Вьетнамские певицы меня просто впечатлили тембром голоса. Голоса неземные.
Ещё хочу отметить - с воровством нигде ни разу не столкнулись. Более того, можно оставлять вещи под присмотр и на ресепшн, и в турофисах бесплатно. Мы на 2 дня как-то оставляли в Ханое, когда ездили на экскурсию в бухту Халонг. Про достопримечательности писать не буду, т. о них можно найти информацию в любом путеводителе. Опишу кратко города, в основном, практическая информация.
На улицах Ханоя
В Ханое в это время года прохладно. Все одеты в куртки. Я тоже ходила в куртке. Солнца не видно не только из-за погоды, но из-за смога. Стоит выехать в пригород – и вот оно солнышко. Там трудно найти русскоязычного гида. Мы жили в районе культового озера Хоанкием. Это район старого города с ремесленными кварталами и большим рынком. Как вариант: отель ”Youth hotel” (33 Luong Van Can street). 15долл. Кафе в холле. Довольно уютно, хорошо и недорого кормят.
Приятно прогуляться вечерком вдоль набережной. Красиво, много скамеечек. Кругом молодёжь стайками. Влюблённые парочки почти на каждой скамейке.
В первый же вечер пошли гулять. Зашли в какой-то прибрежный ресторанчик. Саше показались смешными цены и он решил заказать блюдо подороже. Нашли знакомое слово «порк», что значит «свинья». Ждали, ждали. Я уже сьела свой заказ: салат и роллы, и наелась. Саня выпил пару бутылочек пива, съел блюдо кальмаров. Наконец принесли: газовую плиту, на ней здоровенная, кипящая кастрюля супа со свиными ушами и к этому - огромное блюдо со свежими листьями базилика.
Их надо сыпать с суп непосредственно перед употреблением, так нам объяснила официантка. Каждому отдельную тарелочку под суп и палочки (чопстик). Блюдо на хорошую, большую компанию. Саня героически выловил все уши. Персонал, видимо, подумал: ну и жрут эти туристы! Было смешно. Отдали за всё 20 долл. Оказалось в дальнейшем – недешёвый ресторан.
Традиционное вьетнамское блюдо – роллы, есть в каждом кафе. Жареные похожи на маленькие голубцы, свежие - зелень с креветками или мясом, завёрнутые в рисовую бумагу. Мне больше нравились жареные.
В том же районе есть хороший ресторан «Ngoc Diep» (62 Hang Bo Str.) Правда тоже дороговато для Вьетнама. Кушали за 20 долл вдвоём, когда вдвоём, в других местах и за 10долл можно наесться от пуза. Очень хороший массаж прямо напротив этого ресторана в доме №67, за 6-7 долл/час.
В каждом городе мы сразу брали ознакомительную экскурсию по городу. С нами в группе были французы. И тут мы в первый раз столкнулись с тягой иностранцев к рынкам. Логично, конечно, покупать сувениры с местным гидом. Так гораздо дешевле, чем самому. Но когда гид предлагает осмотр музея, а французы настойчиво просят везти их на рынок. А ты, всё понимаешь, но сказать ничего не можешь, кроме «ОК». В такие минуты возникает огромное желание лучше учить английский язык.
В программу, кроме разных музеев и храмов, также входит посещение мавзолея Хо Ши Мина. Проходит всё довольно быстро и не напряжно. Но с рынка мы сбежали, не дожидаясь окончания экскурсии, тем более он находится рядом с озером Хоанкием. Домой решили поехать на рикшах. Рекомендую тем, кому не хватает адреналина. Поездка на рикшах получилась незабываемой.
Движение на дорогах в Ханое и Сайгоне аховое, полно мотоциклов (там их называют «мотобайки»), которые едут, как хотят. Светофоров мало. Перейти дорогу невозможно. Потом уже мы научились. Спокойно, без паники, не дёргаясь переходишь, а они тебя сами объезжают. Вьетнамцы, кажется, рождаются за рулём мотобайка. А девушки вообще ездят в туфлях на шпильках. И практически все, в тряпочных масках, видимо – защита от выхлопов газа.
Нам понравились экскурсии: на ароматную пагоду (парфюм пагода) и в бухту Халонг (Халонгбай), за 40 долл, на 2 дня, с ночёвкой на корабле. Стоит съездить. Кстати, в Халонге лучше покупать самый разный и дешёвый жемчуг, если он вам нужен.
Когда уезжали из Ханоя в Хуэ, произошёл эпизод, который убедил меня, что знание английского языка далеко не панацея от разных неожиданностей в пути. Дело было. В назначенное время нас забрали из отеля и привезли на мотобайках к тур-офису. Туда же свозили других туристов. В результате образовалась компания из 4 малазийцев, нас и 2 канадцев. Затем подъехал микроавтобус, они его называют «пикап». Нас туда быстренько погрузили. Парень- вьетнамец собрал все билеты и оторвал корешки до Хуэ, но, почему то сам с нами не поехал.
Всё происходило в напряжённом ритме, во время которого я бдительно следила, чтобы книжечки с билетами остались у меня на руках. Потом нас долго везли по Ханою – к другому офису, в пункт остановки атобусов (слиппинг-басов). Представьте - ночь, и мы где-то на окраине Ханоя. Я радовалась, что с нами ребята, говорящие на ангийском, помогут сориентироваться. Когда же подошёл автобус, оказалось, что билетов, как таковых, у нас уже. Я контроллёру «сказала», как смогла, на своём английском, что билеты у нас уже забрали.
Мы устроились в автобусе и стали ждать отправления. Ждали-ждали. Смотрю в окно, а вся остальная компания на улице - их даже в автобус не пустили. Пошла разбираться. Хорошо, что водитель знал русский язык. Описала ситуацию, сказала, что мы все вместе едем. После всех пустили и мы поехали. Вот вам и англоговорящие туристы. Не могли решить вопрос на одном языке. Потом канадцы спасибо говорили, они вообще оказались без билетов на руках. Это, в общем-то, не страшно, т. во Вьетнаме очень развита компьютерная сеть и всё там зафиксировано. Разобраться можно без проблем. Но тогда-то мы ещё об этом не знали.
Очень большое значение имеет местный акцент. Первые 2-3 дня твой английский понимают с трудом. Даже банальные и правильные фразы. Потом что-то в тебе перестраивается, и дальше общение идёт без проблем. Но, когда приезжаешь в новый пункт – ситуация повторяется. Это надо учитывать, и не паниковать, если тебя сначала не понимают. Мы держали при себе разговорник и, по необходимости, просто показывали нужные фразы на английском собеседнику.
Цитадель
Чуть южнее Хуэ проходит метеорологический раздел между субтропиками Севера и тропиками Юга Вьетнама. Тут уже значительно теплее, чем в Ханое. В Хуэ нам очень понравилось. И город, с его красивой набережной, и семейный отель «Phu An Hotel» (42 Nguyen Tri Phuong str). За 12 долл. Номер был большой, с 2 кроватями. Кафе в фойе. Очень понравился персонал, девочки на ресепшн и кухня.
Предлагали нам отель за 8-10 долл, «Pacibic Hotel» (15 Le Quy Don str). Не были там, но, как вариант более дешёвого записала адрес.
Экскурсии там самые насыщенные интересные. Стоят на прядок дешевле, чем в Ханое. Вообще, по наличию культовых мест и старинных храмов, во Вьетнаме на первом месте - это Ханой и Хуэ. И если вы не побываете на Севере Вьетнама, вы не познаете весь Вьетнам.
НОВОСТИ ВЬЕТНАМА

Популярное направление Вьетнам.
Интерес к Вьетнаму наблюдается в течение нескольких последних лет. Вьетнам представлен на ...

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ
ЛУЧШИЕ КУРОРТЫ ВЬЕТНАМА